Межрегиональная Экологическая Компания

Вопросы и ответы

Главная цель реформы обращения с отходами:

· прекращение неконтролируемого перемещения отходов, прежде всего исключения их поступления на несанкционированные свалки;

· улучшение экологической ситуации;

· обеспечение прозрачности перемещения отходов на всех этапах: от сбора ТКО в местах накопления, далее транспортировка ТКО до мест обработки, утилизации и размещения отходов. Контроль за каждым указанным этапом обращения с отходами. За весь этот единый процесс теперь отвечает единая структура – региональный оператор;

· создание единых стандартов по оказанию услуги по обращению ТКО;

· повышение качество услуги по обращению ТКО;

· увеличение доли отходов, направляемых на переработку, и возвращенных в экономику в качестве вторсырья;

· экономическое стимулирование использование вторичных материальных ресурсов, извлекаемых при обработке ТКО.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, ответственное за весь цикл обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации, а именно: от сбора ТКО в местах накопления до их транспортировки до объектов обработки, утилизации и размещения (п.1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В каждом субъекте РФ на открытом конкурсе были выбраны свои региональные операторы, с которыми заключены договоры сроком на 10 лет на выполнение функций региональных операторов. В Ульяновской области исключительные полномочия регионального оператора на всей территории субъекта переданы ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ». В обязанности организации входит сбор ТКО с мест накопления, транспортировка для дальнейшего размещения (захоронение) ТКО.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно положениям договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах установленного тарифа.

Региональный оператор работает по единому тарифу, который устанавливается уполномоченным органом государственной власти.

Строительный мусор не относится ни к ТКО, ни к КГО. У регионального оператора нет обязанности обеспечивать их вывоз при отсутствии отдельного договора. Данный вид отходов должен вывозиться по отдельному договору с регоператором или иной организацией, имеющей лицензию. Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 Постановления Правительства РФ N 1156).

Обрезанные ветки также не попадают под категорию отходов, образующихся в жилых помещениях, следовательно, также должны вывозиться по отдельному договору.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ВСЕ собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Исключение существует только для юридических лиц, у которых в собственности или на ином законном основании есть объект(ы) размещения отходов, расположенный(ые) в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Оферта – это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК РФ). Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором носит характер публичной оферты (статья 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Проект оферты регионального оператора размещен на сайте компании.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов – нормативно утвержденное среднее количество твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся в единицу времени (за год). Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами власти субъектов РФ дифференцированно в отношении различных категорий (ИЖС, МКД, юридические лица и т.д.).

Данный показатель формируется Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Факт неполучения квитанции не избавляет собственника от необходимости оплачивать коммунальные услуги. Если не оплачивать оказываемые услуги, то будет копиться задолженность, которая впоследствии будет взыскана с дополнительными пенями.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Если контейнерная площадка размещена на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома, то обязанность убирать контейнерные площадки возложена на управляющие организации.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и обязан убирать только тот мусор, который был обронен в момент погрузки.